Информация для прихожан

Взрослым прихожанам, желающим причаститься, нужно стараться приходить к началу Литургии, в крайнем случае, не позже чтения Евангелия. Кто хочет еще и исповедоваться, тому желательно приходить до начала Литургии (лучше за 30-40 мин). Родителям нужно индивидуально обсудить со священником, как им причащаться в случае частых опозданий на службу из-за детей. Но не должно быть постоянной практикой причастие самого родителя, пришедшего к концу Литургии с ребенком.

В храме желательно мужчинам и женщинам стоять раздельно, обычно мужчины стоят справа, а женщины слева, если смотреть в сторону алтаря. Это не является строгим правилом и сложно выполнимо, когда храм переполнен и большинство прихожан женщины, но, по возможности, лучше придерживаться именно такого порядка. Он помогает меньше отвлекаться на противоположный пол во время молитвы. Придя в храм, старайтесь проходить ближе к алтарю, чтобы пришедшие позже также могли найти свое место.

Перед посещением Церкви не надо красить губы, если вы будете прикладываться к иконам или причащаться. Минимально используйте духи, чтобы не отвлекать стоящих рядом резкими запахами. Одежда — обычно та, которую носит большинство в храме, скорее праздничная, без злоупотребления мрачными тонами или мнимой духовностью (типа обязательных юбок в пол). Крест всегда носим, а также осеняем себя крестным знамением, как исповедание нашей веры, прежде всего, а не как защитный амулет-оберег. Никакие красные нитки (якобы из Иерусалима) на запястье носить не надо, это вредное греховное суеверие. Женщинам в женские дни можно присутствовать и петь на службе, прикладываться к иконам, принимать святую воду и просфору, как об этом пишет современный подвижник, сербский патриарх Павел.

Покрытие всеми женщинами головы на службе — это местная русская церковная традиция. В русской Церкви (а ранее так было и во всем русском обществе вне храма) существует благочестивый обычай всем взрослым лицам женского пола, покрывать голову в храме, чтобы выглядеть аккуратнее, скромнее, не привлекать к себе излишнего внимания мужского пола. В некоторых поместных Церквах, например, греческой, этого правила не придерживаются. Не нужно делать замечания тем, кто не покрывает голову на службе, тем более детям. Если подходить строго, опираясь на Писание, то из религиозных соображений покрывать голову на службе обязаны только замужние женщины. Часто те женщины, которые находятся в храме без платка, только начинают посещать храм, поэтому не надо их отталкивать поучениями. Они сами со временем разберутся, в этом нет ничего страшного. Если стоите перед выбором: хочется по пути зайти в храм, но нет платка или юбки, то обязательно заходите. Если пожелаете, у нас за свечным ящиком всегда можно взять на время платок или юбку (если нет службы, можно обойтись и без этого). При личной молитве (например, дома) покрывать голову не требуется.

Очень хорошо, если на богослужении все присутствующие в храме будут негромко подпевать нашему хору знакомые песнопения, как это бывает при пении «Верую» или «Отче наш». Делать это желательно сообща, молитвенно, не возвышая свой голос над прочими и не привлекая к себе внимания окружающих. Можно для этого взять текст Литургии (на столике слева, как войдете) или скачать с приходского сайта. Если возможно, то лучше пройти в переднюю часть храма, поближе к алтарю и хору.

Постоянные прихожане, которые хотят не просто подпевать, а полноценно петь в самом хоре, могут взять на это благословение священника и обязательно приходить на спевки. В воскресенье на поздней Литургии также поёт детский хор, через который дети приобщаются к богослужению. Кто из родителей желает, может попробовать поставить в него своего ребенка, сообщив руководителю детского хора.

Если во время богослужения рассеивается внимание или звучат непонятные тексты, на которых сложно молитвенно сосредоточиться, то можно читать Иисусову молитву, чтобы ум не блуждал, или подпевать хору, как сказано выше. Можно помолиться за знакомых, окружающих вас в храме, это дело любви, ради которого (в том числе) мы собираемся вместе на службу, а также молитвенно вспомнить своих близких.

Земной поклон на Литургии можно положить, когда непосредственно перед причащением открываются царские врата и выносится Святая Чаша. Еще можно совершить земной поклон (но не обязательно) в конце пения «Тебе поем» (момент, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми) и на возгласе «Святая святым». 

Если в храме много народу, то земные поклоны можно вообще не совершать, чтобы не создавать неудобства окружающим. Не положено совершать земные поклоны в воскресный день, в двунадесятые праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением (на святках), от Пасхи до Пятидесятницы (20 пр. I Вс. соб., 90 пр. VI Вс. соб.).  Во время пения Херувимской земной поклон делать неправильно, так как выносится не Тело и Кровь Христовы, а лишь приготовленные для освящения хлеб и вино. Во время службы правилами требуется стоять только во время чтения Евангелия, на Евхаристическом каноне (после «Верую» до пения «Достойно есть») и при выносе Святой Чаши перед причащением. В остальное время на богослужении можно сидеть, особенно при болезненном состоянии.

Часто креститься на ектениях (нескольких подряд прошениях священника, на которые хор отвечает: «Господи, помилуй») не обязательно на каждое прошение, а можно только на первом и последнем прошении, если это будет меньше отвлекать на молитве.

В храме категорически нельзя одергивать и учить. В случае возникновения какой-либо проблемы сообщите об этом священнику или за свечной ящик. Замечания может делать только священник или те, кого он благословил на это. Если вы заметили грубое поучение, сразу сообщите об этом священнику или за свечной ящик, тем самым, вы, возможно, предотвратите чей-то соблазн и уход из Церкви.

Вообще, лучше в Церкви никого не поучать, а отправлять к священнику. Если вы видите, как кто-то излишне усердствует в таких поучениях, зачастую распространяя суеверия и ложную информацию, помогите остальным прихожанам, сообщив священнику и оградив их от таких поучений, могущих принести вред. Ваши замечания и пожелания по поводу порядка в храме можно также писать на почту или на телефон нашего храма (есть на сайте).

Во время главных моментов Литургии — при чтении Евангелия и на Евхаристическом каноне (после пения «Верую…» и до пения «Достойно есть») — просьба не ходить по храму, не заниматься свечами (ставить, снимать, передавать, тушить их), ничего не брать за свечным ящиком, который закрывается на это время. Это нужно, чтобы не отвлекать в самые важные моменты богослужения молящихся и не отвлекаться самому. Вообще, ставить свечи, прикладываться к иконам, писать записки нужно до или после Литургии, а не во время неё. Нельзя терять драгоценное время молитвы на богослужении, тратя его на второстепенные вещи и мешая молиться окружающим!

У подсвечников не должно быть никого главного, все равны. Желающему помочь убирать свечи нужно взять на это благословение настоятеля. Но при этом нельзя командовать другими прихожанами, которые ставят свечи, указывать им, что и как делать, забывать о собственной молитве, увлекаясь свечами. Нужно делать минимум движений у подсвечника, не суетиться, не переставлять без конца свечи, красиво их выстраивая, что очень отвлекает и показывает отсутствие молитвы у таких «свечниц».

Во время службы не нужно выяснять друг у друга новости, затевать разговоры (особенно перед Причастием, когда нужно сугубо сосредоточиться), всё это лучше сделать по окончании Литургии, если нет срочности. Если такие разговоры постоянно предлагаются во время службы, порекомендуйте ознакомиться с этой памяткой.

После возгласа «Оглашенные, изыдите» завершается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных. В этот момент в Древней Церкви из храма уходили «оглашенные», т. е. те, кто ещё только готовились ко крещению и пока не могли причащаться. А все участвующие в следующей части, «Литургии верных» обязательно причащались, если не находились под временным отлучением от Причастия за какие-либо грехи. Во время Литургии верных приготовленные хлеб и вино по молитве церковной общины становятся Плотью и Кровью Христовой. В конце Литургии каждый прихожанин может соединиться со Христом, если любит Его, желает быть с Ним и не имеет указанных выше препятствий.